Катастрофа века: легендарный «Конкорд» погиб из-за крохотного куска металла
Во Франции вышел документальный фильм-расследование
Эта история волнует так же, как и гибель «Титаника».
Эпитеты «самый надежный в мире», «идеал технического совершенства», «символ победы европейской конструкторской мысли», которыми награждали чудо-лайнер, очень похожи на славословия в адрес «непотопляемого» корабля, пошедшего ко дну во время своего первого рейса.
Смотрите также
ТОП-12 странных исторических событий и личностей
Впрочем, любая техногенная катастрофа не может никого оставить равнодушным.
Феноменальная скорость
Главным качеством сверхзвукового «Конкорда» была скорость. За 3,5 часа долететь из Парижа в Нью-Йорк: феноменально! Большинство пассажиров были немецкие туристы. Впереди был праздник всей жизни: роскошный 15-дневный круиз по Карибскому морю.
Было несколько обстоятельств, сопутствующих вылету рейса ARF 4590. В этот день из Японии возвращался президент Жак Ширак; его самолет совершает посадку за несколько минут до вылета «Конкорда». Одновременно по ВПП №26R взлетает другой борт: McDonnell Douglas DC-10-30, выполняющий рейс Париж – Ньюарк. Во время разбега от его левого двигателя отрывается небольшая титановая деталь.
И остается лежать на полосе.
Через несколько минут приходит очередь «Конкорда» начать взлет. На скорости 280 км/ч правое переднее шасси наезжает на этот злополучный кусок титана. Он пропарывает шасси, оно лопается. На огромной скорости плотный кусок резины весом около 5 килограммов врезается в нижнюю часть крыла. Это создает ударную волну в топливном баке, настолько мощную, что вызывает разрыв обшивки. Из резервуара вытекает высокооктановое авиатопливо. Оно воспламеняется или от жара работающих двигателей, или от короткого замыкания.
Все происходит в течение буквально секунд. Лайнер-красавец, горделиво разгоняющийся по полосе парижского аэропорта, мгновенно превращается в летящий факел, остановить который уже невозможно.
Диспетчер Жиль Логелен
Эту жуткую картину наблюдает с диспетчерской вышки аэродрома Жиль Логелен. Он поднимает тревогу и связывается с пилотами в кабине «Конкорда». За штурвалом капитан Кристиан Марти. Он узнает о пожаре. Перед ним чудовищная дилемма. Впереди он видит президентский Boeing 747 с Жаком Шираком на борту, который продолжает рулить после посадки, и двигается навстречу. С другой стороны, скорость «Конкорда» уже слишком высока, а полоса кончается. Поэтому Марти, вероятно, не остается ничего другого, как идти на взлет.
Диспетчер Логелен с ужасом наблюдает, как горящий пассажирский самолет скрывается из виду, и вскоре возникает гриб от его взрыва и падения.
Экипаж, с которым диспетчер поддерживал связь до последнего, пытался что-то предпринять. Но вскоре капитану все становится ясно. «Слишком поздно, нет времени, нет», – отвечает он на команды с земли вернуться. Это его последние слова.
Элис Брукинг в огне
В это время англичанка Элис Брукинг разговаривает по телефону со своей сестрой. Она приехала в Париж и остановилась в отеле Les Relais Bleus, что в 6 километрах от аэропорта де Голля. Неожиданно ее телефон сотрясает страшной силы взрыв.
Спустя 2 минуты после взлета на отель обрушивается почти 190 тонн металла, огня и керосина – то, что осталось от «Конкорда» и рейса ARF 4590. Все, кто был на борту самолета, и четыре человека в отеле мгновенно погибают в адском пекле.
Элис Брукинг: «Страшный взрыв. Я помню, как обернулась после того, как телефонная линия отключилась, и увидела, что стены гостиничного номера разваливаются и падают висевшие на них фотографии. Я открыла дверь номера, и пламя полностью охватило меня. Жара была невероятной!»
Чтобы спастись, она выбрасывается из окна. Ее спасли несколько мгновений, прежде чем здание отеля полностью разрушилось.
Последствия
Для Европы, и особенно Франции, гибель «Конкорда» стала поистине национальной катастрофой.
Следствие восстановило по долям секунды все фазы развития нештатной ситуации и выяснило причины, приведшие лайнер к гибели. Были выявлены и критические ошибки экипажа.
Как считают эксперты, злосчастный кусок титана, валявшийся на пути взлета «Конкорда», не был единственной причиной катастрофы. Капитан Марти допустил перевес багажа и топлива, поэтому на взлете скорость была намного ниже штатной.
Другой фатальной ошибкой стали действия бортинженера: он отключил один из двигателей, который он ошибочно считал причиной пожара. Это предрешило судьбу полета. Из-за отсутствия тяги скорость «Конкорда» все время падала после отрыва от земли. Перед падением на землю он перевернулся из-за дисбаланса тяги, поскольку большая ее часть поступала с одной стороны самолета.
Компания Air France подала в суд на американскую Continental Airlines, которой принадлежал DC-10, потерявший на взлете металлическую деталь. Механик, крепивший ее, был обвинен в непредумышленном убийстве.
Air France до сих пор должна выплатить семьям погибших суммарную компенсацию в размере 100 миллионов евро.
Гибель «Конкорда» стала первой и последней катастрофой за 27 лет его эксплуатации. После нее популярность сверхзвуковых авиаперевозок пошла резко вниз. Этому способствовала и террористическая атака 11 сентября. Некоторые увидели в этих двух трагедиях мрачные предзнаменования начавшегося столетия и тысячелетия.
Как бы то ни было, с 2003 года полеты «Конкордов» были прекращены.