Какие проблемы возникнут с электрокарами в будущем?
6 (шесть) существенных проблем с электро-мобилями о которых молчат и не говорят.
Электрические транспортные средства давно стали любимой темой среди самих производителей машин. Большинство ведущих мировых автокорпораций уже объявили о своих планах по созданию и продаже электромобилей по всему миру, ну а другие или оставшиеся фирмы начали уже саму реализацию по электрификации автомашин с внедрением последих в массы, что подтверждается колличеством появившегося за последние годы на мировом авторынке данного электротранспорта.
Несмотря что концепция электрического автотранспорта была разработана еще более 100 лет назад, сегодняшний современный электромобиль имеет мало чего общего со своими далекими предками стоявшими на заре становления этого экологически чистого автомобилестроения. Более того и это признанно в мире, что данные технологии постоянно улучшаются и развиваются стремительными темпами, поэтому очень сложно заранее предугадать в какой вид могут трансформироваться будущие электрические автомобили и также, на какой стадии своего развития сегодня находятся современные представители этого племени.
В данный момент на мировом авторынке представлено несколько моделей машин, которые любой из желающих может приобрести за определенную (энную) денежную сумму. Какие-то из них стоят подешевле, другие естественно дороже, а некоторые появились на рынке раньше остальных, ну а какие-то были представлены совсем недавно. Как бы то ни было, все эти разработки электрифицированных автомобилей, то есть столетней давности или современные модели различных автопроизводителей объединены одной единой общей концепцией, а значит имеют в себе одинаковые плюсы и также минусы с поправкой на некотрые нюансы.
Несмотря на тот факт, что двигатели внутреннего сгорания превзошли еще десятки лет назад все выпускавшиеся тогда электромоторы, доказав таким образом свою практичность в конкретной реальной жизни (особенно это касается возможностей автономности и километража, который можно преодолеть на одной заправке), само развитие электромоторов с учетом их специфики и использования в автомобильном транспорте, все же не прекратилось.
Во многих странах в том числе и в СССР, в этом направлении проводились многочисленные эксперименты, постоянно создавались не только прототипы машин для автовыставок, они действительно выпускались ограниченными партиями для проведения испытаний в реальных условиях. Вот к примеру, в Советском Союзе (в СССР) в различных отраслях народного хозяйства службу несли конкретные электрические модели машин выпущенные "АвтоВАЗом", то есть, как к примеру, модель ВАЗ-2102Э универсал, что использовались и применялись для почтовых перевозок, для развозки завтраков трудящимся, ну и т.д., как микроавтобусы марки РАФ-2910, которые предназначались и использовались в качестве судейских машин на Олимпиаде-80, а еще были электрические УАЗы «Буханки» под цифровым индексом 3801, которые разработали еще в конце 1970-х годов и которые обладали по тем временам вообще уникальными техническими данными. Такой электрофургон мог перевозить в те годы грузы массой до 800 кг на расстояние до 75 км, он обладал системой рекуперативного торможения, а для зарядки 70% ёмкости аккумуляторных батарей при помощи бортового зарядного устройства требовался всего 1 час. Автомобиль работал на переменном токе, что в те времена для подобных видов автомашин было нонсэнсом, предвосхитившим последующее будущее. Сегодня же почти все виды электротранспорта работают на переменном токе
С тех пор много горючего утекло, СССР как-то быстро выбыл из гонки электрокаров, а вот на Западе эти исследования не прекращались. Электродвигатели становились компактнее, а их эффективность постоянно росла. По многим параметрам этот вид силовых агрегатов сейчас по своим показателям уже превосходит многие существующие ДВС и даже те агрегаты, которые еще только должны появиться в будущем. Аккумуляторные батареи тоже улучшали свои показатели, становясь более вместительными постепенно уменьшаясь в габаритах и в весе. Развитие, как мы с вами видим друзья, не стояло и не стоит на одном месте.
Ниже мы уважаемые друзья разберем с вами, как говорится, "неположительные стороны" электромобилей, о которых сейчас ведут разговоры все кому не лень. Мы расскажем вам о их слабых сторонах о которых по понятным причинам автопроизводители предпочитают обычно молчать.
Производство аккумуляторов для электрокаров разбросано и находится на нескольких континентах нашего земного шарика
Большинство автомобилей, как мы с вами знаем, собирается из авточастей произведенных на заводах, что располагаются относительно недалеко от главных сборочных мощностей. В определенных случаях автопроизводители октрывают свои производства непосредственно на территории той страны, где предполагался основной объем сбыта продукции. Это стандартная схема позволяющая максимально сократить расходы при производстве автомобилей. Единственными автопроизводителями для которых такой подход не критичен, это крайне дорогие эксклюзивные авто-бренды и те автокомпании в которых объемы производства автомобилей превышают определенные заложенные заранее пределы, то есть это те крупные мировые автоконцерны, что входят в "Топ-3" (в тройку лидеров).
Когда появились первые гибридные автомобили они были очень критично встречены населением, и все из-за использования в них никель-металл-гидридных (Ni-Mh) аккумуляторов. А дело все в том, что используемые в них редкие металлы добываются в изолированных и труднодоступных рудниках, после чего эти добытые компоненты доставляются на заводы по производству аккумуляторных батарей, которые тоже находятся и располагаются в различных частях света, и только после этого готовый элемент, то есть аккумуляторная батарея пересекающая нередко даже океан, транспортируется на главное производство, где и собираются гибридные автомобили.
Данная концепция в этом плане практически не поменялась с началом производства современных электрокаров. Возможно за тем лишь исключением, где автопроизводители начали развитие домашних производственных мощностей для сборки собственных АКБ (аккумуляторных батарей). Как и прежде все эти дорогие редкоземельные металлы проделывают тот же длинный путь от мест своей добычи к финальной окончательной точке воспроизврдства, увеличивая таким образом конечную стоимость самого продукта, то есть в нашем случае, электроавтомобиля.
Минус под №1. Дорогая стоимость доставки ресурсов для АКБ (ак батарей).
Литий и другие редкие металлы,- откуда они берутся и по какой цене?
Как мы уже писали, для электрических транспортных средств нужны дорогие и редкоземельные металлы, применяющиеся в аккумуляторных батареях. Первые гибриды использовали у себя Ni(никель)-MH(металлгидридные) аккумуляторы, но современные конкурентоспособные электрические транспортные средства стали далее полагаться на иные батареи, т.е. на литий-ионные технологии. Самая дорогая составная часть в них- это литий, чем больше будет производиться по этой технологии аккумуляторов, тем дороже будет становиться батарея. Откуда и где именно добывают литий?
Геологи утверждают следующее, что Австралия является самым крупнейшим в мире поставщиком данного металла- лития. За ней далее следуют Чили, Аргентина, Китай и Зимбабве. Все эти страны попали в первую пятерку добытчиков.
Так же как и нефть литий является ограниченным ресурсом на нашей планете, поэтому он с каждым разом становится все дороже и дороже, и в основном из-за возрастающего спроса на данный вид сырья, к тому же подогреваемый еще самими автопроизводителями.
Пока в производство не будет внедрена новая технология изготовления аккумуляторных батарей, сырье литий может в буквальном смысле стать на вес золота. Не стоит забывать и о том, что на сегодняшний день вся портативная электротехника начиная от смартфонов и заканчивая ноутбуками практически, да и по факту тоже, использует именно Li-Ion аккумуляторы. При условии производства десятков миллионов гаджетов ежегодно, да с прибавкой к этому сотен тысяч электрокаров, производители батарей скоро столкнутся со сложностями в добыче быстро иссякающего в природе редкого элемента. Сначала это на себе почувствуют сами покупатели в виде существенно дорожающих автомобилей и АКБ (аккумуляторных батарей), а потом за ними и автогиганты также придут в определенный тупик, высушив до дна немногочисленные разведанные редкоземельные месторождения с нужными им металлами.
Проблемы производства АКБ батарей и электрокаров заключается не только в одном литии, помимо всего этого сырья для их создания требуются и другие дорогостоящие минералы, такие как диспрозий (Dy), лантан (La), неодим (Nd) и празеодим (Pr).
К примеру, старые гибридные автомобили с никель-металлгидридными Ni-Mh батареями требовали для своего создания в немалом количестве лантанта, ну а для более новых батарей он также необходим, хотя пускай и в меньших количествах. То есть, можно сказать следующее, что совершенствующиеся с каждым разом технологии изменяют лишь пропорции этих химических элементов, но совсем избавиться от них они не в состоянии.
Плюс к этому, добыча этого металла наносит существенный вред окружающей среде. Поэтому говорить о безопасности электромобилей для природы не приходиться даже на самом этапе их производства.
Минус под №2. Элементы, используемые в электроаккумуляторах, не восстанавливаемые как и сама нефть.
Утилизация аккумуляторов,- готовы ли мы к этому?
Первый электромобиль под маркой Prius был произведен почти 20 лет назад. Батарея(еи) первого(ых) Приуса(ов) конечно же не пережила бы столь длительный эксплуатационный срок, через какое-то время ее (скорее всего) потребовалась бы заменить на свежий экземпляр. Если прогнозы автопроизводителей сбудутся, то к 2045 году мы получим горы использованных литий-ионных АКБ (аккумуляторных батарей) требующих своей утилизации.
Почему именно 2045 год спросите вы? Дело в том, что на тот самый момент, вот уже как двадцать лет должен будет идти повальный бум популярности таких электрических транспортных средств, предсказанный соответственно на период 2025 года. Положительная сторона в данном вопросе заключается в том, что литий-ионные аккумуляторы подвергаются переработке, так-же как и никель-металл-гидридные батареи. Отрицательной стороной здесь является следующее, что на весь мир существующих предприятий занимающихся такой переработкой отнюдь немного, их очень мало. То есть на данном этапе человечество сталкивается с обычной нехваткой мощностей по переработке этой не самой безопасной части электрического автомобиля.
Разумеется, что когда наступит тот час «ИКС» будут безусловно построены новые перерабатывающие заводы и баланс на нашей земле восстановится, но их количество может в одночасье просто превысить все самые пессимистичные подсчеты, да и само перерабатывающее производство вероятно также может наносить определенный урон окружающей среде. Еще один важный минус в мифе об экологичности электромобилей.
Минус под №3. Потребуются дополнительные расходы по переработке старых использованных батарей. Этот фактор также повлияет на стоимость электрических машин в сторону их увеличения.
Высокие технологии требуют профессионального ремонта да еще за большие деньги
Электродвигатель по своей сути конечно является более простым силовым агрегатом, чем к примеру ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Меньше движущихся частей и практически отсутствуют трущиеся между собой поверхности. Все это безусловно говорит о его большей надежности. Однако к изготвлению современных электрических автомобилей в избытке добавляются высокотехнологичные элементы отвечающие за управление теми же самыми батареями, определенными системами, а еще различными функциями в автомобиле, которые следят за тем чтобы расход запаса энергии был оптимизирован.
Этот нюанс означает следующее, что починить такой автомобиль в случае необходимости да еще и "на коленке" своими силами, будет почти невозможно. В этом случае мы приходим к еще одному отрицательному свойству технического прогресса, то есть, к необходимости обращения в специализированные сертифицированные сервисы, что в свою очередь опять же повлияет на стоимость ремонта.
Представьте себе друзья ситуацию. После того как закончилась гарантия на авто, происходит серьезная поломка электродвигателя или выявляется, к примеру, неисправность аккумуляторной батареи, которая грозит дорогостоящим ремонтом... В обычной классической схеме (на обычной машине) подобные поломки вызвали бы обычные неприятные эмоции у автовладельца и все, не более того, и почти-что в любом автосервисе или в автомастерской неисправность была бы устранена с минимальными затратами. А вот с электромобилями о таком можно будет лишь помечтать, и это все будет продолжаться до тех самых пор, пока рынок не будет в достаточной мере насыщен запчастями и развитой сетью автомастерских, на что может потребоваться и пройдет ни одно десятилетие. А до тех пор владельцам электромашин придется по-просту мириться с драконовскими ценниками и переплачивать за ремонт или починку "своей ласточки" в разы, пользуясь услугами дилеров.
Сейчас ситуация для владельцев таких автомашин еще более безальтернативная. Даже в Соединенных Штатах, где электромобили уже набрали немалую популярность, практически нет частных автосервисов средней руки, где можно было бы подешевле отремонтировать электромашины, там отсутствуют специалисты и нужное специализированное оборудование. А это означает, что тем бедолагам у кого сломалась машина и закончилась гарантия, путь один- прямиком к дилеру. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Минус под №4. К «дяде Васе» в гараж со сломанным электромобилем не поедешь.
Экстрим на бездорожье и дальние поездки в отдаленные уголки страны- Забудьте об этом!
Едем с вами дальше. Я знаю, что немалое количество граждан и автомобилистов само-собой любят внедорожники. Большая часть из них используют автомобили не по назначению передвигаясь главным образом на них в городском трафике. Но из их числа есть настоящие джиперы и путешественники, которые не прочь побывать на машине там, где редко бывало колесо и ступала нога человека. Увы господа, и для вас тоже есть плохие новости, о настоящих "офф-роуд" приключениях придется забыть.
Во-первых, электричество и грязь с водой малосовместимы, об этом все знают.
Во-вторых, в связи с малой автономностью электромобилей существует реальная опасность оставить разряженный автомобиль в какой-нибудь затерянной глуши.
Третий пункт является прямым следствием предыдущего пункта, а именно, дополнительное электричество на борт не возьмешь в отличие от той же солярки или бензина, что еще более усугубляет положение путешественников очень любящих природу, когда они отправятся туда на своем электромобиле.
Делаем вывод,- новый тип автомобилей скорее всего будет рафинированным урбанизированным видом транспорта, где будет разветвленная инфраструктура электрозаправок. Для настоящего бездорожья нужны авто-внедорожники оборудованные двигателями внутреннего сгорания.
Минус под №5. Автомобиль на электротяге долгие годы будет оставаться сугубо цивилизованным видом транспорта.
Возобновляемые источники энергии, как водород
Роза прекрасный цветок, но у нее есть шипы. Поэтому, чтобы ее сорвать нужно быть предельно осторожным. То же самое касается и электрических автомобилей и даже автомобилей на водородных топливных элементах. То что автомобили новой формации не будут загрязнять окружающую среду- это просто великолепно, но электроэнергия для них по-прежнему будет продолжать вырабатываться из невозобновляемых источников, так-же будет сжигаться нефть, уголь и т.д. По-прежнему будет использовать уран, перекрываться реки и происходить другие привычные для нас дела от которых мы с вами так хотим уйти.
Как бы не хотелось защитникам природы уменьшить вред окружающей среде, переход человечества на этот вид автомобилей не станет меньше. С ростом количества потребителей электроэнергии в эксплуатацию будут вводить все новые электростанции, причем, чтобы удовлетворить нужду в необходимой энергии для всех потребителей, станций должно быть построено огромное количество. Увы, так и есть, это неопровержимый факт.
Неплохим вариантом может показаться на первый взгляд использование так называемой «зеленой» энергетики, когда можно использовать ветряки и солнечные батареи. Но процесс освоения этого направления идет крайне медленно, вырабатываемая энергия от такого использования просто мизерна, по сравнению с тем что дают традиционные электрические станции. Плюс ко всему, стоимость кВт/ч полученного от солнечных батарей пока не может конкурировать с другими видами добываемой энергии. Это все еще остается также не вариантом.
Вы вероятно друзья думаете, что водород является наилучшим способом продвижения технологий вперед на новый уровень, не так ли? Опять же, не спешите делать выводы, это не совсем так, потому что получение водорода процесс тоже энергоемкий и на данном этапе развития новых технологий он все еще значительно уступает стоимости того же самого бензина или дизельного топлива. Однако, как считают некоторые ученные, именно за водородом будущее. Именно он поможет сделать автомобили вновь актуальным средством передвижения вне зависимости от поставленных перед учеными задач.
Минус под №6. Добыча электроэнергии приносит тоже не меньший вред природе, чем сжигание топлива в двигателя внутреннего сгорания.