21 факт о советских комедиях — фильмах, которые в один миг полюбили миллионы
«Передо мной сидел пес в галстуке»… Факты о создании культовых советских комедий, празднующих юбилей в 2023 году.
«Пришлите самого уродливого»… Баклажанную «исполнит» кабачковая, Москву «сыграет» Ленинград. Как рождались советские фильмы-шедевры, которые мы не устаем смотреть десятилетиями.
Недавно мы в 1Gai.Ru обнаружили еще один повод (как будто он так нужен) пересмотреть несколько знаменитых советских комедий: в 2023 они празднуют юбилей, со дня их создания прошло от 35 до 60 лет.
Процесс создания хороших фильмов полон захватывающих историй, борьбы хорошего с лучшим – взять только кинопробы и кастинги, чтобы фильм получился шедевром. Даже киноляпы в этих фильмах воспринимаются как дополнительный повод для смеха и радости. Смотрим, отдыхаем, восхищаемся.
Я шагаю по Москве (1963)
«Мосфильм»
Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту инженера-архитектора Юрия Шевердяева, открылся в 1964 году показом именно этого фильма.
На базе «России» был разработан типовой проект широкоформатного кинотеатра, по которому создавались эти культурные учреждения во многих городах Союза. В 50-х годах в Московском архитектурном институте у Юрия Шевердяева учился знаменитый кинорежиссер Георгий Данелия.
Идею фильма придумал поэт и сценарист Геннадий Шпаликов. Он пришел к режиссеру Георгию Данелии и сказал, что у него давно перед глазами стоит картинка: «Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках.
Затем появляется парень на велосипеде, раскрывает над девушкой зонтик. Та уворачивается, но парень не сдается: едет за девушкой и так безмятежно улыбается…»
Идея понравилась, и они вдвоем начали работу над сценарием. Он перекраивался и дополнялся даже во время съемочного процесса: менялись эпизоды, персонажи и актеры, а в результате получился «гимн молодежи шестидесятых».
«Мосфильм»
«Я шагаю по Москве» — фильм дебютов. Сценарист Геннадий Шпаликов предложил на одну из главных ролей 18-летнего Никиту Михалкова (его первая роль).
Потом ассистент режиссера разглядела в коридоре «Мосфильма» начинающего актера Евгения Стеблова (он искал подработку на лето): Данелия взял его на роль Саши без проб. Свою первую роль в кино в фильме сыграла и третьекурсница Школы-студии МХАТ Ирина Мирошниченко.
Еще один дебют — небольшая роль милиционера у Валентина Смирнитского. А у знаменитой актрисы Инны Чуриковой роль в «Я шагаю по Москве» — вторая в карьере.
Культовую песню к фильму написали композитор Андрей Петров и сценарист Геннадий Шпаликов. 10 октября 1963 года ситуация сложилась такая: мелодия уже есть, слов нет, а они очень нужны — буквально на днях предстоит съемка эпизода в метро, где юный Михалков поет, поднимаясь по эскалатору.
«Слова сочиняй!» — гаркнул в мегафон на всю площадь Маяковского режиссер Георгий Данелия (они с оператором Юсовым ловили вечерний свет на козырьке гостиницы «София», а Шпаликов «вымучивал» первую строчку в ресторане напротив).
Он появился буквально через несколько минут и прокричал: «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу Великий Тихий океан, и тундру, и тайгу». За полчаса родились еще два куплета. Так и работали: сложилось начало — включились камеры, пока снимали эпизод — куплет появился целиком. Вскоре нужную сцену отсняли: продлись съемки дольше, возможно, куплетов во всеми любимой песне было бы больше.
«Мосфильм»
Когда режиссер Георгий Данелия представил новый фильм руководителям Госкино, первоначально получил не самые лестные отзывы: «непонятно, о чем лента», «если комедия, то почему не смешно».
Тогда режиссер написал в титрах «Лирическая комедия»: так родился новый жанр в отечественном кино. Надпись в титрах была спародирована в фильме «Джентльмены удачи» — «Нелирическая комедия» (Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария).
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
«Мосфильм»
Автор сюжета этой комедии — Михаил Булгаков, его театральная пьеса называлась «Иван Васильевич» (1934 год). На сцену она так и не попала: текст долго переделывала цензура, и на генеральной репетиции в Театре Сатиры ЦК ВКП(б) пьесу «похоронил» окончательно.
Она была опубликована лишь в 1965-м, а в 1972-м Леонид Гайдай приступил к съемкам фильма. На сегодня «Иван Васильевич меняет профессию» получил высокую оценку в международном рейтинге IMDb — 8,2 из 10.
Сцены в палатах царя Ивана Грозного снимались в белокаменном кремле Ростова Великого. Выезд конницы — около музея Ростовского кремля, куда во время съемок прибыла иностранная экскурсия.
«Мосфильм»
Леонид Гайдай вспоминал, в каком изумлении были гости, когда мимо них пронеслись всадники в костюмах Древней Руси, потрясая антикварным оружием. Все костюмы съемочная группа передала в дар музею: в них и сейчас облачены экскурсоводы к большому восторгу туристов.
«Мосфильм»
Песня, которую поют гусляры в фильме про «затученную тучу и собаку чужеземного царя» — настоящий памятник древнерусской литературы «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» (конец XVI — начало XVII века).
imdb.com
Комедию «Иван Васильевич меняет профессию» знают во многих странах. В США она вышла на DVD под названием «Иван Васильевич. Назад в будущее» (аналогия с фильмом Роберта Земекиса). В Финляндии — «Иван Грозный Булгакова»), в Венгрии «Привет! Я царь Иван» (видимо, так перевели фразу «Очень приятно, царь»).
Не обошлось и без киноляпов
1. Режиссер стремился к идентичности: еда на столе должна быть настоящей, бюджета не хватало, и на ее закупку Гайдай выделил свои 200 рублей. Уже после окончания съемок выяснилось, что в кадр попала бутылка «Боржоми» — эпизод пришлось переснимать.
2. «Икру заморскую, баклажанную» на самом деле «сыграла» кабачковая. Историки утверждают, что в те времена на Руси баклажаны еще не выращивались.
«Мосфильм»
3. Во времена Грозного крестились двумя перстами, а Яковлев в лифте осеняет себя «животворящим крестом» тремя пальцами.
«Мосфильм»
4. Лжецарю на троне Милославский вручает скипетр и державу: эти атрибуты появились на Руси гораздо позже.
«Мосфильм»
Белые росы (1983)
«Беларусьфильм»
В начале восьмидесятых «Беларусьфильм» объявил конкурс на сценарий на сельскую тему, в котором победил Алексей Дударев с теплой и бесхитростной историей о деревенских жителях, на малую родину которых «наступает город». Режиссером фильма стал Игорь Добролюбов («Расписание на послезавтра», «Удивительные приключения Дениса Кораблева»).
«Беларусьфильм»
«География» фильма растянулась на всю страну: действие сценария происходит в Гродно — там и снимали нужные сцены, на роль Белых рос решили взять соседнюю деревню Девятовку. Она, кстати, повторила судьбу киношной деревни — сейчас Девятовкой называется микрорайон на окраине Гродно. На месте съемок установлены деревянные фигуры героев— Федора Ходаса, его соседа Тимофея и пса Валета.
А дальневосточные сцены снимали за много тысяч километров — на одном из островов Курильской гряды.
«Беларусьфильм»
По сценарию братья должны быть тройняшками, их долго искали (помогал даже Всесоюзный клуб близнецов в Ленинграде), но сразу трое с актерскими данными — это оказалось из области фантастики. Братья стали погодками, их сыграли белорусский театральный актер Геннадий Гарбук, Михаил Кокшенов и Николай Караченцов.
«Беларусьфильм»
Чудесные кадры с гармонистом в гнезде аиста получились с трудом: Николай Караченцов боялся высоты, и его долго пришлось уговаривать сниматься в таких условиях. Закончив съемки, актер самостоятельно спуститься не смог – его извлекали из гнезда при помощи пожарной лестницы.
«Беларусьфильм»
Какой же фильм без киноляпов? «Белые росы» без них не обошлись.
1. Когда герой Караченцова «спасает» коляску с бутылками, можно заметить, как они перемещаются с места на место при съемках с разных ракурсов.
3. Средний сын семейства Ходасов уехал на Дальний Восток, живет на берегу океана «с видом на Японию». Но Федор шлет письма сыну совсем в другой город — в Воркуту! Совсем не тот край, не та область…
В 2014 году вышел фильм «Белые росы. Возвращение». В коротком эпизоде в нем появился Николай Караченцов: его герой Васька вернулся домой с заработков 20 лет спустя. Это было последнее появление актера на экране.
www.domkino.tv
Собачье сердце (1988)
«Ленфильм»
Сатирическая повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В России ее опубликовали в 1987-м, и практически сразу режиссер Владимир Бортко приступил к экранизации. Москву «сыграл» Ленинград: снимали во внутренних проездах Апраксина двора, на Лиговском проспекте и Обводном канале.
Режиссер использовал серо-коричневый фильтр сепия — питерские дворы-колодцы дали точную картину послереволюционной столицы начала 20 века.
Однако за рубежом фильм по этой повести сняли на 12 лет раньше, в 1976 году, итальянские и немецкие мастера кино (в Италии фильм вышел под названием «Собачье сердце», в немецком прокате — «Почему лает господин Бобиков»).
imdb.com
imdb.com
Бобикова играет комик Коки Понцони, профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
На роль профессора Преображенского пробовались Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. Все играли великолепно, но у Евгения Евстигнеева была особая проникновенность, которая определила выбор режиссера. Кстати, это предложение поступило в достаточно тяжелый для актера момент: при разделе МХАТ его отправили на пенсию. Роль стала для него настоящим спасением и опорой в жизни.
«Ленфильм»
Чтобы найти актера на очень необычную (действительно, человек-собака!) роль Шарикова, во все театры СССР отправили телеграммы с просьбой прислать фото «самого уродливого» актера. Среди финалистов были Владимир Носик, Николай Караченцов и Алексей Жарков.
И тут появился никому не известный актер алма-атинского Театра русской драмы Владимир Толоконников. По признанию Владимира Бортко, перед ним сидел пес в галстуке. А когда он хватил рюмку водки в пробах эпизода, его утвердили немедленно.
«Ленфильм»
На роль Шарика тоже рассматривали несколько кандидатур (точнее, 20). Выбрали милицейского пса по кличке Карай, настоящего героя — на его счету уже было 38 задержаний преступников. Чтобы придать актеру беспризорный вид, его шерсть обмазали желатином и нарисовали на боку ожог. После «Собачьего сердца» Карай снялся еще в четырех картинах.
domkino.tv
Как ни странно, после выхода картины на создателей обрушилась лавина грубой критики. Зато за границей фильм сразу приняли: отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. Через два года после дебюта фильма отечественные мэтры одумались: Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию. Позже фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваля Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько призов за режиссуру.
Золотой теленок (1968)
«Мосфильм»
Режиссер Михаил Швейцер делал попытки экранизировать роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» с 1962 года, однако ждать пришлось пять лет. Дело в том, что Швейцер до этого занимался лишь серьезными темами и авторами: Валентин Катаев, Лев Толстой, поэтому планы снимать комедию долго не поддерживались.
Кинорежиссер постарался доказать трагизм фигуры Остапа Бендера и его впустую растраченной жизни, и наконец куратор картины Георгий Куницын, искусствовед и член партии, переломил ситуацию на художественном совете. Съемки начались в 1967 году.
kinopoisk.ru / «Мосфильм»
Швейцер сразу наметил на главную роль Сергея Юрского, но руководство Госкино настаивало на пробах. В них приняли участие Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко и другие популярные актеры. Приглашение на пробы получил и Арчил Гомиашвили, но приехать не смог — однако через три года он сыграл эту роль у Гайдая в фильме «12 стульев». Роль по решению худсовета досталась Юрскому.
«Мосфильм»
На роль Паниковского первоначально утвердили Ролана Быкова. Но друг режиссера, актер театра кукол Зиновий Гердт предложил столько нюансов характера и возможностей его воплощения, что Швейцер взял на роль Паниковского именно его. Действительно, проходимец и весьма отталкивающий персонаж (в книге) обрел истинный трагизм и широту души, завоевал сочувствие зрителей фильма.
«Мосфильм»
На роль Шуры Балаганова пробовался Вячеслав Невинный, но она досталась Леониду Куравлеву. Он вместе с Юрским снимался в предыдущем фильме Швейцера, поэтому на площадке царило взаимопонимание. Куравлев не всегда успевал на съемки: одновременно снимался в фильме «Вий».
domkino.tv / «Мосфильм»
В романе «Антилопа Гну» — старый французский «Лорен-Дитрих» (по утверждению Адама Козлевича). Для фильма инженер Лев Шугуров создал другую машину из частей УАЗ-452 и ГАЗ-А — она была сделана по всем канонам автомобилестроения начала 20 века. Номера на машине в кино периодически меняются со 157 на темном фона на 287 на светлом, однако это не противоречит развитию сюжета: машину чинят и красят.