Краткая история автономных технологий Мерседес-Бенц
Как развивались технологии автономного вождения Mercedes-Benz
Мало кто знает, но еще в 1980-х и 1990-х годах, Мерседес-Бенц начинает проводить эксперименты с автомобилями, ездящими без участия водителя. Эти диковинные автомобили будущего могли самостоятельно ускоряться, тормозить и даже рулить, в значительной степени самостоятельно проходя трассу тестового полигона, не врезаясь в препятствия и из раза в раз завершая свой маршрут в нужной точке.
Все началось 1 октября 1986, когда Daimler-Benz в сотрудничестве с несколькими европейскими автопроизводителями был запущен Пан-европейский проект под названием Эврика ПРОМЕТЕЙ (Eureka PROMETHEUS, Program for European Traffic with Highest Efficiency and Unprecedented Safety). В проекте также приняли активное участие производители электроники и поставщики специального научного оборудования. Также к научному проекту присоединились различные институты и университеты.
Проект Эврика ПРОМЕТЕЙ стал тогда крупнейшей программой исследований и разработок, быстро зарекомендовав себя историческим проектом. И он имел полное право быть таковым, когда дело доходило до автономных транспортных средств и связанных с ними технологиями. Общая смета исследования на современные деньги составила 749 миллионов евро! Mercedes-Benz сделал ряд автономных прототипов. Кульминацией исследования стала модернизация нового на тот момент S-Class в кузове W140. Разработанные технологии позволили ему самостоятельно, практически без вмешательства человека преодолеть 1678 км от Мюнхена до Копенгагена. Произошло важное событие в 1995 году.
Разработанный при участии Эрнста Дикманса из Мюнхенского университета, автономный W140 S-Класса использовал саккадическое компьютерное зрение, ряд микропроцессоров и систему вероятностного подхода для реагирования в режиме реального времени на меняющиеся дорожные и условия.
Рулевое управление, газ и тормоза контролировались через команды компьютера, основанные на оценке в реальном времени последовательностей изображений, снятых четырьмя камерами с различными фокусными расстояниями для каждой сферы.
Некоторые еще помнят какими были доступные в начале 1990-х годов вычислительные мощности (теперь они могут быть заключены в смартфоне средней ценовой категории, но тогда компактность был не их конек). Именно из-за больших размеров ЭВМ, Mercedes-Benz было принято решение использовать в своих исследованиях новую на тот момент технологию- транспьютерные чипы, которые были одной из первых микропроцессорных архитектур со встроенной памятью 1980-х годов. Для удовлетворения потребностей заказчика, их было установлено 60 штук в каждый из прототипов. Другими словами, модифицированный S-класса нес предшественника суперкомпьютера на борту. В 1990- х годах электронные технологии уже стали довольно миниатюрными.
Ранее, в 80-х годах для первой апробации разрабатываемой автономной системы использовался Mercedes-Benz Vario, немалых размеров грузовой развозной фургон. Выбор пал на него по единственной причине- в нем имелось достаточно внутреннего пространства для расположения всех необходимых компонентов высокотехнологичной системы.
Так что первым в мире прародителем европейской автономной системы управления автомобилем, его праотцом стал не легковой автомобиль, а грузовичок.
Роботизированный автомобиль на базе S-класса мог достигать в автономном режиме скорости до 185 км/ч. В те далекие времена это был настоящий технологический прорыв, доказавший, что человечество буквально стоит на пороге эры автомобилей с автопилотом. А большое автономное путешествие подтвердило практическую пригодность выбранной системы автоматизации.
Бортовые системы могли автоматически отслеживать другие транспортные средства и читать дорожную разметку, поэтому во многих отношениях они были предшественниками современных технологий, которые мы наблюдаем на некоторых автомобилях Mercedes-Benz, такие как Pre-Safe, Distronic Plus с функцией Steering Assist, Stop & Go Pilot и даже Magic Body Control.
"Вершина интеллектуальных автомобильных технологий была достигнута нашим автомобилем VITA," говорит Бертольд Ульмер, дипломированный инженер Daimler-Benz, учувствовавший исследованиях автономных транспортных средств тех времен. ВИТА был акроним, расшифровывающийся как "Видение информационных технологий и их применения". За четырьмя буквами скрывался самый настоящий автономный автомобиль.
В 90-е годы особую популярность, граничащую с культом, набирал знаменитый фильм Терминатор, и людей, видевших торжество технологий над человеком всерьез пугал этот факт. Скайнет, Судный день, восстание машин, неужели все это правда?! Мерседесы восстанут против людей?! Что же делать. Паника в умах некоторых обывателей была недолгой. А проектирование автономного автомобиля, на самом деле, преследовало единственную цель- безаварийную езду. Цель осталась таковой и поныне.
"Автоматическое предотвращение столкновения было ключевой задачей исследования ПРОМЕТЕЙ," говорит Ульмер, "мы, безусловно, не намерены заменить водителя технологией VITA." Другими словами, исследователи в первую очередь хотели доказать, что несчастные случаи могут быть предотвращены с помощью компьютерного «зрения».
Проект Эврика ПРОМЕТЕЙ длился восемь лет, результаты были представлены общественности в октябре 1994 года. После сворачивания проекта, Mercedes-Benz продолжил самостоятельно исследовать данный вид технологий.
В 2016 году Mercedes-Benz не оставляет попыток довести до финальной точки начатое дело. В рамках своей домашней программы R&D, в последние несколько лет наметился действительно решающий аккорд, кульминацией исследований стал S 500 Intelligent Drive концепт-кар созданный на базе серийного автомобиля. В его основе лежит поколение кузова W222.
Развитие технологии ушло так далеко, что совсем скоро мы увидим опцию для серийных автомобилей Mercedes-Benz. Как предполагают немецкие инженеры, она будет доступна через пару лет.