Дилемма автономных машин: Кем должен пожертвовать автомобиль в критической ситуации?

Проблема выбора для автомобилей с автопилотом

Дилемма автономных машин: Кем должен пожертвовать автомобиль в критической ситуации?

Разработки в области создания самоуправляемых автомобилей ведутся в настоящее время всеми крупными автопроизводителями, а также софтверными компаниями. Мы давно привыкли к встроенному парковочному ассистенту, способному припарковать машину лучше, чем начинающий водитель, к системам экстренного торможения без его участия, однако полностью переложить ответственность по управлению на бортовой компьютер пока не позволяют ни его технический уровень, ни особенности принятия решения, которые необходимо заложить в программу.

 

Главным вопросом, который будоражит умы учёных, является то, как поведёт себя автопилот в случае неизбежного выбора между жизнью пешехода и водителя. Какими принципами должен руководствоваться компьютер, если предотвратить дорожно-транспортное происшествие невозможно?

 

Автономный автомобиль: Что это на самом деле означает

 

Команда психологов и программистов во главе с Жаном-Франсуа Боннефоном исследовали этот непростой вопрос. Они провели десятки опросов жителей США, на основании которых был сделан вывод, что большинство людей хотели бы владеть автомобилем с автопилотом, который бы сводил к минимуму потенциальные риски и потери. Однако ключевым моментом было желание большинства респондентов получить от своей машины максимальный уровень защиты любой ценой.

 

По мнению Азима Шарифа, психолога-исследователя Орегонского Университета, прежде чем приступить непосредственно к созданию таких автомобилей, необходимо прежде всего определиться с теми принципами, которыми будет руководствоваться компьютер в случае возникновения риска для жизни людей. По его словам, это не просто логическое решение, это вопрос восприятия людьми подобных транспортных средств в целом, вопрос о том, доверили бы они свою жизнь компьютеру и как повлиял бы на их решение о покупке автомобиля заранее определённый алгоритм действий в экстренной ситуации.

 

Учёные провели опрос жителей США на тему их выбора между собственной жизнью и жизнью нескольких пешеходов. В подавляющем большинстве случаев респонденты были твёрдо убеждены в том, что автомобиль должен пожертвовать пассажиром ради спасения окружающих. При этом на их ответы не повлияло то условие, что в роли пассажира будут выступать их родственники и даже дети.

 

Полученные результаты были достаточно убедительны — в первом исследовании, где ставился вопрос о сохранении жизни пассажира или группы пешеходов до десяти человек, более 75% опрошенных пришли к выводу, что с нравственной точки зрения спасение пешеходов было бы приоритетным. Таким образом, автомобиль должен быть запрограммирован на спасение максимального количества людей.

 

Большинство людей хотели бы приобрести транспортное средство, которое бы обеспечивало им максимальный уровень безопасности любой ценой.

 

Однако в действительности большинство людей на подсознательном уровне хотели бы приобрести транспортное средство, которое бы обеспечивало им максимальный уровень безопасности любой ценой. Когда потенциальному покупателю будет предложен выбор между машиной, обеспечивающей спасение большего числа людей, или той, что обеспечит безопасность пассажиров в любых обстоятельствах, выбор в пользу последнего становится очевидным. При этом, по словам Жана-Франсуа Боннефона, все опрошенные высказывались за то, чтобы другие водители владели автомобилем, для которого приоритетом было бы спасение максимального числа жизней. Однако себе бы приобрели тот, который защитит их любой ценой.

 

Электронные помощники на автомобилях, которым пока не стоит доверять

 

Подобная социальная дилемма находит своё отражение во многих сферах жизни. Например, все понимают важность системы налогообложения, но в своём конкретном случае стремятся минимизировать уплату налогов.

 

Является ли данная проблема основополагающей

Подробное рассмотрение этого вопроса может сильно сократить охват проблемы широкого внедрения автопилотов в управление транспортными средствами, что скажется и на объективности оценки целесообразности этого явления. Машины, оснащённые системой самоуправления, имеют огромный потенциал, реализация которого позволит существенно сократить число аварий в целом. Так, разработчики подобных транспортных средств в компании Google успешно внедрили систему распознавания намерений велосипедистов по их жестам и траектории движения, что позволяет прогнозировать возможные нештатные ситуации и принимать меры по их предотвращению.

 

Нынешний уровень развития технологий уже позволяет получить не только экспериментальные образцы и проводить на них исследования с целью разработки готового автопилота в будущем, а активно внедрять полученные результаты в повседневной жизни.

 

Такие автомобили имеют потенциал перевернуть суть передвижения по дороге и безопасность на ней, уменьшив смертность до минимума

 

Так, концерн Daimler успешно завершил разработку седельных тягачей на самоуправлении и даже провёл их успешное испытание на дорогах общего пользования. Как и прогнозировалось, система показала себя с наилучшей стороны в сфере безопасности, а за счёт устранения «человеческого фактора» позволила выбирать оптимальные режимы работы двигателя, сократить дистанцию между автомобилями, снизить количество вредных выбросов и, соответственно, повысить конкурентоспособность данного вида транспорта.

 

Использование автопилотов, по мнению эксперта природоохранной организации Nature Conservancy Роберта Макдональда, позволит также существенно повысить мобильность населения, что приведёт к его естественному оттоку из перенаселённых городов в пригородные районы, поскольку такие машины фактически будут играть роль индивидуального общественного транспорта и не потребуют сил и навыков для их управления, что существенно расширит ряды потенциальных покупателей.

 

Юридические, этические и экономические аспекты

По имеющимся сведениям, только в США за прошлый год было зафиксировано 40 тыс. ДТП со смертельным исходом, а также 4,5 млн. — с тяжёлыми последствиями для здоровья. Устранение так называемого «человеческого фактора» позволит существенно снизить общую аварийность, однако именно вопросы психологического доверия человека к компьютеру, а также эмоциональное их восприятие, существенно тормозят широкомасштабное внедрение этой передовой технологии.

 

При этом, как пишет психолог их Гарвардского университета Джошуа Грин, именно принцип обеспечения спасения максимального количества людей, пусть и ценой жизни водителя или пассажира, является основным препятствием на пути автомобилей, оснащённых автопилотом.

 

Сравниваем Mercedes E-Class, Audi A6 и BMW 5-Series: Обзор

 

Не менее важным является и вопрос ответственности за ДТП, совершённое с участием автопилота. Эта проблема была озвучена на всероссийском форуме по обеспечению безопасности дорожного движения, прошедшем в мае в Москве. Представители МВД высказывают опасения, что подобные транспортные средства могут быть использованы для совершения уголовных преступлений, в том числе и убийств, поскольку водитель формально не будет нести никакой ответственности. Это, разумеется, излишне эмоциональная точка зрения, которая, тем не менее, указывает и на необходимость внесения корректировок в действующее законодательство.

 

Таким образом, внедрение автомобилей, оснащённых автопилотом, открывает огромные перспективы для развития всей транспортной инфраструктуры, а сдерживающие факторы, обусловленные морально-этическими, технологическими и юридическими сторонами этого вопроса, требуют комплексного подхода в их решении.

 

В целом же, на основании результатов исследований множества учёных и достижений мирового автопрома, можно с уверенностью говорить о том, что проблема создания самоуправляемых автомобилей, над решением которой человечество трудилось на протяжении десятилетий, находится как никогда близко к своему разрешению.

 

Автор: Сергей Василенков

Оцените новость:
14.07.16 (11:43)
4 237
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник