20 фильмов про войну, которые предельно достоверны (некоторые пробивают душу)
За наши картины киношникам хочется сказать: «Спасибо!» и воскликнуть: «Браво!»
Создание военного кино требует огромных сил, времени и денег. Сначала сценаристы ищут консультантов и экспертов. Затем штудируют множество исторических документов, книг и документальных фильмов. Собрав информацию, киношники продумывают каждую деталь, воплощая потом на экране все задуманное. Но самое сложное — это найти баланс между достоверностью, художественностью и зрелищностью.
К фильмам, основанным на реальных событиях, всегда повышенное внимание с точки зрения правдивости и реалистичности. Достоверность всегда будет вызывать больше интереса, и по-настоящему зрителя волнуют только картины, максимально приближенные к фактам. Особенно это касается художественного кино про войну: стрельба и разрывы гранат, ранения и трагедия вызывают у нас бурю самых настоящих и глубоких эмоций.
Если это военные киноленты, то эффект во много раз усиливается — ведь мы уже знаем, как всё происходило, из учебников, документалок и статей, а теперь можем увидеть на экране. Но мало, чтобы киноработа зашла зрителям. Ведь ее должны обсуждать и оценивать критики, военные эксперты, историки и бывшие участники тех событий. Они тщательно разбирают кино с точки зрения исторической достоверности, на основе имеющихся у человечества многочисленных документов и собственного опыта. И только после их вердикта фильм про войну можно признать правдивым и качественным.
Если вы тоже придерживаетесь точки зрения, что военные драмы должны быть приближены к реальности, то вам, скорее всего, будет интересна наша киноподборка. Сюда входят ленты мирового кинематографа, советские и российские военные драмы разных лет. Все они имеют высокий рейтинг и отмечены ветеранами и военными специалистами как самые реалистичные.
1. «Мы были солдатами» (2002)
Жанр: военный, драма, боевик, история
Рейтинг lMDb: 7.2 ★
Рейтинг Кинопоиск: 7.4★
Этот фильм о войне во Вьетнаме снят режиссером Рэндаллом Уоллесом, в главной роли лейтенанта Гарольда Мура – Мэл Гибсон. В его основе – книги генерала Хэла Мура и репортера Джозефа Л. Гэллоуэя «Мы были солдатами... и были молоды» 1992 года.
Кинолента показывает нам битву при Ла-Дранге в 1965 году. Причем, по словам самих Мура и Гэллоуэя, точность картины колеблется примерно в пределах 60-80%, что подтверждает сайт History Matters. Как и большинство фильмов о войне, основанных на конкретных сражениях, в «Мы были солдатами» есть исторические неточности, но эксперты и ветераны, участвовавшие в настоящих боях, похвалили его за реализм.
Это первый из пяти снятых Юрием Озеровым эпических фильмов о битвах Великой Отечественной войны. «Освобождение: Огненная дуга» рассказывает о Курской битве в 1943 году, и это единственная художественная киноработа на эту тему, снятая с исторической достоверностью и реалистичностью.
Масштабная картина показывает грандиозный театр военных действий, где произошло крупнейшее во Второй мировой танковое сражение. Режиссер снял впечатляющие батальные сцены, работу военных штабов разных уровней, разведывательные операции, но наряду с этим – и быт и отношения героев как простых людей.
Критики считают, что фильмы Озерова отражают правдивые факты о войне на действительной исторической основе. В нем снимались: Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Николай Олялин и др.
Работа режиссера Питера Берга основана на одноименной книге 2007 года Патрика Робинсона по воспоминаниям Маркуса Латтрелла, служившего в бригаде «Морские котики».
Действие «Уцелевшего» происходит во время войны 2001-2021 годов в Афганистане и воспроизводит операцию 2005 года «Красные крылья» – неудавшуюся контрпартизанскую миссию американских морских котиков. Фильм получил высокую оценку за реалистичные сцены военных боев и воссоздание гибели реальных морских пехотинцев. Берг использовал настоящие исторические отчеты и документы, чтобы точно воспроизвести все детали.
По данным Daily News, военно-морской флот предоставил съемкам «Уцелевшего» доступ к отчетам об инцидентах и обеспечил присутствие на съемочной площадке отставных и действующих морских военных. Эти люди помогали актерам и обучали их обращению с боевым оружием.
В основу фильма Семена Арановича легла повесть Юрия Германа, которую писатель-фронтовик не успел закончить.
Действие происходит в 1944 году в советском Заполярье, где базируется полк морской авиации. Это холодное и пустынное место нельзя считать тылом, поскольку морским летчикам приходится воевать – наносить удары на низких высотах, сбрасывая торпеды на немецкие корабли, под шквалом вражеского огня. Это большой риск: при попадании в самолет летчикам некуда катапультироваться, и они неминуемо погибнут в ледяной воде.
Прошедшие войну ветераны-летчики считают, что фильм «Торпедоносцы» – самая реалистичная картина из всего снятого на эту тему. Режиссер Аранович знал, о чем снимал кино, ведь он сам военно-морской летчик, служивший на Северном флоте. В ленте заняты замечательные советские актеры: Родион Нахапетов, Александр Филиппенко, Юрий Кузнецов, Алексей Жарков.
Этот фильм Александра Стрелкова снят как остросюжетный боевик, но в его основе – реальная сложная ситуация в самом начале Великой Отечественной войны. «Аллегро с огнем» показывает действия специалистов саперных войск по обезвреживанию мин.
В июне 1941 года фашисты подвергли бомбардировке новыми магнитными минами порты на Черном море. Их сложно обезвредить обычными методами, поэтому инженеру Иванкову (Владимир Заманский) придется решать сложную задачу и рисковать жизнью. Картина держит в напряжении и при этом наглядно и реалистично демонстрирует работу морских саперов на Черном море.
Фильм Ридли Скотта «Черный ястреб» основан на научно-популярной книге журналиста Марка Боудена 1999 года «Падение черного ястреба». В нем рассказывается история рейда американских солдат в Могадишо в октябре 1993 года, когда вертолет Black Hawk в боевых условиях рухнул на территорию повстанцев.
Военные эксперты высоко оценили экранизацию за реалистичность, несмотря на критику по поводу его исторической достоверности.
По словам отставного оператора «Дельта Форс», в фильме хорошо передана вся «жестокость действий». Стивен Дж. Рубин, автор книги «Боевые фильмы», считает, что «на удивление реалистичным» сделало кинофильм присутствие на площадке полковника Тома Мэтьюза, ставшего военно-техническим советником проекта. Кроме того, большое значение имело реальное изображение того, как пилот вертолета Майк Дюрант попадает в плен к сомалийцам.
Фильм Сергея Бондарчука со всей искренностью показывает тяжелые дни июля 1942 года, когда бойцы Красной Армии вели изнурительные бои с большими потерями под Сталинградом.
Режиссер не прикрывает всех ужасов войны и правдиво изображает все, что пришлось пройти простым рядовым солдатам: грязь и пот, голод и недостаток сна. Передана атмосфера реальных боевых действий Великой Отечественной войны, а игра таких актеров, как Василий Шукшин, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, подчеркивает правдивость изображения и глубоко погружает в действие картины.
Снятый в 2001 году режиссером Михаилом Пташуком фильм рисует перед зрителем картину работы отряда советской контрразведки. Небольшой отряд послан обнаружить вражескую шпионскую группу в августе 1944 года, когда немцев уже выбили с территории СССР и победа над захватчиками близка.
Офицер СМЕРШ Алехин с несколькими бойцами должны сделать все возможное и невозможное, чтобы обезвредить диверсантов. Картина считается снятой настолько достоверно, что современные специалисты ФСБ называют ее лучшей экранизацией работы контрразведчиков военного и нынешнего времени. «В августе 44-го» отражает реальные быт и деятельность служб безопасности. В актерский состав вошли яркие и талантливые актеры Евгений Миронов, Александр Балуев, Владислав Галкин.
Киноработа 2017 года «Дюнкерк» режиссера Кристофера Нолана – это напряженная военная драма, в которой речь идет об эвакуации войск из Дюнкерка во время Второй мировой войны. Выход боевых сил происходил с суши, моря и воздуха. Ленту хвалили за реалистичное изображение этой исторической эвакуации: точно изображается битва самолетов Королевских ВВС, вступающих в бой с люфтваффе над морем.
Правдиво показана небольшая лодка, пытающаяся уклониться от воздушной атаки. Но, пожалуй, самая важная историческая точность военной кинодрамы заключается в том, что здесь отображен следующий факт. Солдаты, вернувшиеся в Англию, обнаружили, что гражданское население ничего не знает и никак не пострадало от войны, а британские офицеры первоначально отказались эвакуировать французские войска. Ветераны Второй мировой подтвердили реалистичность кинокартины, несмотря на то что персонажи и вся история в целом вымышлены.
Режиссер Эдвард Цвик создал экранизацию «Доблести» о Гражданской войне в США на основе двух книг: «Lay This Laurel» 1973 года Линкольна Кирстайна и «One Gallant Rush» 1965 года Питера Берчарда.
В ней киноделы показывают героические действия 54-го Массачусетского пехотного полка, начиная с его создания при форте Вагнер во Второй битве. Сайт War History Online утверждает, что нападение на форт Вагнер в «Доблести» является одним из самых правдоподобных изображений конфликтов Гражданской войны, подчеркивая, что техника, используемая в бою, изображена в самых реалистичных деталях. В киноленте также достоверно показано, как бойцы 54-го полка погибли в ходе атаки и были похоронены в безымянных могилах.
Действие в картине Алексея Балабанова происходит во время Второй Чеченской войны. Со всей реалистичностью режиссер показывает весь ужас и жестокость войны, частью которой было попадание в плен к чеченским боевикам.
Сержанту Ермакову повезло вернуться на родину, но события разворачиваются так, что ему придется снова ехать в Чечню, чтобы освободить оставшихся в зиндане людей. Солдат начинает действовать и захватывает машину с оружием, берет в плен чеченца, рассчитывает и проводит операцию по освобождению. Снимались Алексей Чадов, Сергей Бодров, Владимир Гостюхин.
Время действия фильма Александра Рогожкина – Первая Чеченская война или немного позже. Хотя режиссер не основывался на реальных событиях, всё же нечто похожее произошло – мирные жители одного из чеченских аулов пострадали от действий внутренних войск и солдат военных формирований.
Подразделение отправляется на далекий блокпост, где и завязан сюжет ленты. Рогожкин показывает повседневный быт солдат, их привычки и времяпрепровождение, пока нет обострения военных действий. Снимались Андрей Краско, Денис Кириллов, Сергей Гусинский.
Биографическая военная драма режиссера Мэла Гибсона основана на документальном фильме Терри Бенедикта 2004 года «The Conscientious Objector». В драме Гибсона рассказывается правдивая история Десмонда Досса, которого играет Эндрю Гарфилд. Этот человек – пацифист, не считающий возможным брать в руки оружие. Но он вынужден стать санитаром на поле боя во время Второй мировой войны, спасая под огнем множество бойцов и проявляя доблесть.
Спустя семь лет после выхода «По соображениям совести» историк Второй мировой войны Джеймс Холланд из издательства Penguins Books UK подробно рассмотрел фильм и высоко оценил его точность и реализм. Правдивые элементы, на которые Холланд указал, – это японская тактика боя, показанные на экране виды оружия и «безумный уровень насилия», что делает фильм жестоким.
Кинофильм «Взвод» режиссера Оливера Стоуна основан на его собственном военном опыте. В нем рассказывается о службе во Вьетнаме ушедшего в армию США добровольца, показаны боевые действия в джунглях, поступки американских военных в отношении мирных жителей Вьетнама.
Боевые сцены картины получили высокую оценку Джеймса Девера – бывшего морского пехотинца и технического консультанта по военным киноработам. Эксперт назвал сцены войны во Вьетнаме очень точными. Этот знаковый фильм о войне воспроизводит имевшее место быть оружие и тактику, используемые в армии. Изображение насилия в отношении вьетнамского гражданского населения также выполнено с болезненной точностью. Все это делает работу Стоуна одной из самых напряженных и реалистичных картин о войне в истории кино.
Снял фильм о повседневной жизни бойцов на фронте Виктор Трегубович. Это история о том, как молодому новоиспеченному лейтенанту пришлось принять командование над экипажем САУ, который состоял из бывалых и обстрелянных воинов.
Время действия картины – бои за освобождение от немцев Правобережной Украины, а непосредственный участник событий – 3-я гвардейская танковая армия под командованием маршала Рыбалко, бойцам которой киносоздатели посвятили эту картину. Снялись в ней звезды советского кино Олег Борисов, Виктор Павлов, Михаил Кононов, Михаил Глузский.
Элем Климов стремился к подлинной достоверности, когда снимал свою военную драму «Иди и смотри» в 1985 году. Картина получилась настолько страшная в своей реалистичности, что возле кинотеатров дежурили Скорые, а Госкино хотело запретить ленту из-за жестоких сцен.
Режиссер применил свой особый прием – полное погружение в действие без режиссерской оценки. Драма повествует о подростке, который стал свидетелем прихода на белорусскую землю фашистов, приступивших к зверскому истреблению мирного населения. По мнению критиков и зрителей, ни один другой фильм не передает всего ужаса войны и оккупации, как «Иди и смотри» Элема Климова. Признание в неприукрашенности происходящего выражали также ветераны войны со стороны вермахта – немецкие офицеры, участвовавшие в тех событиях.
Лента «Цельнометаллическая оболочка» снята режиссером Стэнли Кубриком в 1987 году. Она основана на романе Густава Хэсфорда «Краткосрочники» 1979 года и посвящена вьетнамской войне. В ней рассказывается о базовой подготовке бригады морской пехоты США под руководством властного инструктора сержанта Ганнера Хартмана (Ли Эрми), а также о некоторых событиях с участием морской пехоты во время Тетского наступления во вьетнамских городах Дананг и Хуэ.
Первая часть картины, посвященная обучению морских пехотинцев, получила высокую оценку за точность от ветеранов и тех, кто имеет опыт работы в военных тренировочных лагерях США. Главным образом, этому успеху способствовало то, что актер Ли Эрми обладал опытом инструктора Корпуса морской пехоты США во время войны во Вьетнаме.
Западногерманский военный фильм 1981 года режиссера Вольфганга Петерсена основан на одноименном романе Лотара-Гюнтера Бугхайма Das Boot 1973 года. «Подводная лодка» – это киноадаптация популярного романа, в котором описываются переживания Бухгайма на борту немецкой подводной лодки U-96 во время морских сражений Второй мировой войны.
Экспертная оценка War History Online подчеркивает точность киноработы и объясняет, что в ходе кинопроизводства была создана реалистичная подводная лодка. В процессе съемок использовалась имитация атак глубинными бомбами. Ракеты и бомбардировщики были настоящими, а британские корабли – моделями. Критики и эксперты также отмечают, что актеры этой картины тренировались, как подводники, и учились быстро ориентироваться в ограниченном пространстве субмарины.
Про войну в Афганистане создано много фильмов, но в 1991 году Владимир Бортко снял «Афганский излом», который признан едва ли не самым правдивым и лучшим кинопроизведением на эту тему.
Несмотря на то что афганская война длилась десять лет, события картины происходят в самом ее конце, перед выводом советских войск с территории этой страны. Перед героями стоит задача провести еще одну боевую операцию перед тем, как техника и военные колонны продолжат движение к границе, потому что выходу препятствуют моджахеды.
Сами участники боевых действий в Афгане отмечают некоторую недостоверность и ошибки фильма, но, тем не менее, его признали зрители и критика. Актеры фильма – Микеле Плачидо, Алексей Серебряков, Татьяна Догилева.
В фильме режиссера Стивена Спилберга действие происходит во время Второй мировой войны. В нем рассказывается о группе солдат, которым поручено организовать вывод с фронта бойца Джеймса Райана, три брата которого уже погибли на войне.
Многие считают «Спасти рядового Райана» лучшим когда-либо созданным фильмом о войне, в частности о Второй мировой. Этот успех во многом объясняется талантом Спилберга. Также картину (и киноделов) хвалили за точность показа атаки на Омаха-Бич, и многие солдаты Второй мировой войны подчеркивали ее правдивость.
Один из ветеранов Второй мировой назвал первую сцену самым реалистичным изображением войны. Некоторые прошедшие военные действия люди даже говорили, что им было трудно досмотреть кинофильм до конца, потому что он навевал воспоминания о тех ужасных днях. Работа Спилберга, возможно, и неточна во многих других аспектах, но бывшие и действующие военные (в том числе ветераны) по большей части хвалят ее за реализм.