Что помогает выиграть в «Камень, ножницы, бумага» с точки зрения науки

Разбираемся, как увеличить шансы победы в игре «Камень, ножницы, бумага»

«Камень, ножницы, бумага» — простейшая, если не сказать примитивнейшая, детская игра на руках, известная во многих странах мира. Какое отношение она имеет к науке, и как наука может быть связана с ней?

А вот какая здесь может быть взаимосвязь: существует отрасль науки, которая изучает, по каким принципам работают игры. Одним из таких ответвлений является «теория игр».

Как раз исследователи теории игр попытались найти выигрышную стратегию для этой самой распространенной в мире игры и пришли к интригующим результатам.

Результаты оказались удивительно парадоксальными, но при этом простыми для понимания. И если вы заинтересованы в том, чтобы чаще и буквально осознанней выигрывать в «камень, ножницы, бумага», то читайте дальше.

Камень, ножницы, бумага: правила

STEVE BRONSTEIN

Для начала имеет смысл пересмотреть правила самой распространенной версии игры. В ней участвуют 2 игрока и 3 игровых элемента:

  • камень;
  • ножницы;
  • бумага.

Каждый из игроков, как это принято у всех играющих вне зависимости от страны, одновременно выбрасывает один из трех доступных игровых элементов. И более сильный элемент побеждает более слабый элемент. При этом стандартно борьба ведется до трех раундов.

Как мы помним:

камень тупит ножницы;

ножницы режут бумагу;

бумага заворачивает камень.

При этом, как можно заметить, ни один из игровых элементов не может превосходить два других элемента, то есть быть «суперсилой». Как раз это и делает игру увлекательной, поскольку в выигрыше играет роль чистая случайность.

Наука применяет теорию игр

Но случайность ли главенствует в этой игре? Может, результат можно как-то предугадать? Всякий раз, когда дело касается шанса, на сцену выходят математики.

Итак, теоретически каждый из трех элементов в игре имеет равную вероятность появления — 1 к 3.

Следовательно, рациональный игрок должен будет случайным образом выбрать один из трех предпочтительных ему вариантов. И это действительно должен быть лучший подход, согласно классической теории игр. Но люди почти никогда не подходят под теоретическое определение рациональности, и этот подход плохо описывает реальное игровое поведение.

Итак, исследователи попытались применить модель ограниченной рациональности, известную также как эволюционная теория игр, в которой используются модели микрообучения.

Если говорить упрощенно, то эволюционная теория игр имеет дело с популяцией игроков, каждый из которых обладает одной из возможных стратегий; при этом, согласно теории, у участников происходит «наследование» стратегий, при котором частота некоторых из них в следующем поколении увеличивается пропорционально выигрышу игроков, придерживающихся ее в текущем поколении.

К сожалению, это тоже плохо вязалось с наблюдаемой реальностью (практикой). В целом применение теории игр, по всей видимости, просто не соответствовало эмпирическим наблюдениям.

Экспериментальное исследование

Столкнувшись с проблемами применения теории игр, китайские исследователи игровой проблематики решили провести эксперимент с 360 участниками. Они разделили участников на группы по 6 человек и провели серию игр «камень, ножницы, бумага».

И здесь они пришли к двум ключевым эмпирическим наблюдениям, которые не соответствовали теории вероятностей:

1. Когда игрок выигрывал раунд чаще, чем проигрывал, он выбирал ту же выигрышную комбинацию элементов для следующего раунда;

2. Когда игрок проигрывал раунд чаще, чем выигрывал, он предпочитал избегать того же проигрышного элемента в следующем раунде.

Например, если игрок выиграл раунд, выбросив «камень», он, скорее всего, снова кинет «камень» в следующем раунде. И если он проиграл раунд, выбросив «камень», он, скорее всего, избежит повторного выброса «камня» в следующем раунде. Вывод исследователей на данном этапе был следующим: такое поведение обусловлено психологической природой человека.

Выигрышная стратегия игры в «камень, ножницы, бумага»

Основываясь на эмпирических наблюдениях, исследователи пришли к двум условным решениям для выигрышного варианта, также известным среди ученых как эвристика в теории принятия решений. После практической апробации они подтвердили, что такая стратегия работает лучше в плане выбора выигрышного варианта, чем теория игр.

Вот какая выигрышная стратегия получилась у них в виде двух эвристик:

1. Если вы выиграете, используя один элемент в одном раунде, в следующем используйте тот элемент, с которым ваш противник только что проиграл в текущем раунде.

2. Если вы проигрываете, используя один из элементов для следующего раунда, выбросьте тот элемент, который не был применен ни одним из игроков в текущем раунде.

Звучит очень просто и кажется, что такой вариант вряд ли будет рабочим, то есть давать большее количество выигрышей, чем проигрышей.

Почему это все же будет работать?

Дополним объяснение, почему эта стратегия все же реально работает.

Предположим, что вы выбросили «камень», а ваш оппонент бросил «ножницы» — вы выиграли.

В следующем раунде ваш оппонент, скорее всего (психологически), будет ожидать, что вы снова бросите «камень», таким образом, он, скорее всего, выбросит «бумагу», чтобы одержать победу над вашим «камнем».

В данный момент, предвидя это, вы сможете увеличить ваши шансы, если вы сделаете ставку на «ножницы» и перережете его «бумагу». Это логика первой эвристики.

thewalkingtemple.medium.com

Теперь предположим, что вы выбросили «камень», а ваш оппонент бросил «бумагу» — вы проиграли. В следующем раунде ваш оппонент, скорее всего, снова сделает ставку на фигуру «бумага», поэтому, предвидя это, вы сможете увеличить ваши шансы, если вы покажете «ножницы». Вот логика второй эвристики.

thewalkingtemple.medium.com

Помимо логики, которую мы только что представили, важно отметить, что это эмпирически проверенные стратегии, которые дают преимущество, основанное на человеческой психологии.

Конечно, если оба игрока знают об этом, игра усложняется, и здесь лучшим выбором станет случайный выбор «вероятность». Но если вы единственный человек, который знает об этом, вы должны получить преимущество над своим противником. Удачи!

Источник статьи: How To Use Science To Win At Rock-Paper-Scissors?

Обложка: Malte Mueller / Getty Images

Оцените новость:
824
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник