От кризиса до кризиса: как изменился авторынок в России за 10 лет
Факты об автомобильном рынке в России: кроссоверов больше, спорткаров меньше, сужение рынка и другое
Парадокс: линейки некоторых автопроизводителей сокращаются (автомобилей в модельном ряду становится меньше), но количество автомобилей в мире растет. Как такое получается? Возможно, все дело в количестве производимых однотипных, похожих, как братья-близнецы, моделях? Или в чем-то другом? И почему современный автомобильный поток с каждым годом становится все более скучным? Давайте попробуем докопаться до истины, а поможет нам в этом сравнение модельных рядов популярных марок 10 лет назад и сегодня. Как они изменились за это время?
Большое видно издалека. Аналогии можно провести с чем угодно, например, с автомобильным движением 10, 15, 20, 25 лет назад. Посмотрите старые фотографии или видеокадры (можно фильмы посмотреть: «Брат», «Брат-2» и другие хиты конца 90-х), приглядитесь, как было мало автомобилей на дорогах в 1995 и даже 2000-м годах. Во дворах в Москве можно было без особых проблем найти свободное место, и даже в компактных легендарных дворах-колодцах Санкт-Петербурга в году так 2006-2007 еще можно было пристроить своего железного коня. Возможно ли сегодня себе такое вообразить?
Но вот парадокс: несмотря на успех, который достигли в автомобилизации мира автокомпании, в общем наметилась тенденция глобального сокращения модельного ряда. Пока не все автопроизводители начали подключаться к тренду, но первые ростки уже появились – компании что поменьше избавляются от «лишних» моделей. Даже тех, которые в итоге привели их к успеху.
К чему это приведет, никто точно не знает, но догадаться несложно. Автомобили будут становиться все более скучными, однообразными и предсказуемыми (в плане дизайна, конечно).
И правда, посмотрите вокруг – одни кроссоверы на дорогах. А из новинок этих псевдовнедорожников и подавно большинство. Давайте посмотрим на модельный ряд автопроизводителей, представленный на рынке новых автомобилей в России 10 лет назад, в сравнении с сегодняшним днем. Есть ли разница?
А поможет нам в поиске всемирный интернет-архив web.archive.org и сайт quto.ru , по электронным страницам которого мы пройдемся с 2010 по 2020 год.
Начать хотелось бы с отечественного автопроизводителя:
1. Лада (было 10 моделей – стало 7)
В качестве первого примера модельной линейки, которая изменилась явно и серьезно, взглянем на отечественную Lada.
Вот как выглядела подборка моделей в 2010 году:
Lada 2105
Lada 2107
Lada 2104
Lada Kalina
Lada Kalina Sport
Lada Kalina (седан, универсал)
Lada Samara (в трех- и пятидверном кузове и в кузове седан)
Lada Priora хэтчбек (в трех- и пятидверном кузове)
Lada Priora (седан, универсал)
Lada 4×4 (в трех- и пятидверном кузове)
Много классических моделей – и ни одной по-настоящему современной. А вот как выглядит модельный ряд отечественного автопроизводителя в 2020 году: обновленная LADA Granta в четырех версиях кузовов (седан, лифтбек, хэтчбек и универсал), Lada Granta Cross, Lada XRAY, Lada XRAY Cross – первые городские кроссоверы в линейке.
Нашумевшая модель «Vesta» в пяти разнообразных версиях, в том числе и в версии Lada Vesta Sport. Lada Largus и ее версия – комплектация Cross, а также расширившаяся линейка классической «Нивы», то есть модели Lada 4×4, от базовой модели родом из 70-х годов до ее более цивильных, хотя бы внешне и по салону, версий Lada 4×4 Urban и Bronto.
2. Alfa Romeo (было 3 модели – стало 0)
Десять лет назад на рынке РФ продавались три модели итальянской автомобильной марки:
Alfa Romeo MiTo
Alfa Romeo 159 (в кузове седан)
Alfa Romeo 159 (в кузове универсал)
Обратим внимание на цены: так, 159-й седан стоил 1 100 000 рублей. Для стильного европейца по сегодняшним меркам просто какие-то копейки. А если учесть, что автомобиль новый, то это и вовсе представить сложно.
Хотелось бы сказать, что сегодня итальянский производитель предлагает на европейском рынке три модели: Giulietta, Giulia и внедорожник Stelvio . Два десятилетия назад (в 2000 году) итальянцы продавали в странах ЕС следующие модели: компакт-кары моделей 145 и 146, 156-ю модель D-класса, большой лимузин версии 166 и спортивное купе GTV.
3. Audi (12 моделей было, осталось 12)
Ассортимент немецкой марки с четырьмя кольцами за это время не поскуднел и даже расширился. В 2010 году Audi продавала следующие модели в разнообразных комплектациях и версиях, отличавшихся, в том числе, мощностью и версиями кузовов:
Audi A1
Audi A3 (в том числе в кузове кабриолет и в версии S3)
Audi A4 (седан, универсал и Audi S4)
Audi A5 Sportback (предлагалась версия Audi S5 Sportback)
Audi A7 Sportback
Audi A6 (седан, универсал, полноприводная версия Allroad quattro и заряженные седаны и универсалы Audi S6, Audi RS6)
Audi A8
Audi A5 (в том числе в кузове кабриолет, Audi S5, Audi RS5)
Audi TT (TTS, TT RS, предлагался в версии родстер)
Audi (R8, R8 GT и Audi R8 Spyder)
Audi Q5
Audi Q7
Если тремя словами описать происходящее с модельным рядом Audi сегодня в России, да и по всему миру: стало больше кроссоверов.
При этом общее количество моделей за 10 лет осталось неизменным – лишь сместились приоритеты.
4. BMW (было 11 моделей – стало 19)
Как и Audi, BMW значительно широко представляла свой ассортимент в России в 2010 и продолжает это делать в 2020 году.
BMW 1-Series (хэтчбек в трех- и пятидверном кузове и в кузове купе и кабриолет)
BMW 3-Series (в кузовах седан, универсал, купе, кабриолет и версии M3)
BMW 5-Series (седан, универсал)
BMW 5-Series Gran Turismo
BMW 7-Series
BMW 6-Series и M6 (в том числе и в кузове кабриолет)
BMW Z4
BMW X1
BMW X3
BMW X5 (X5 M)
BMW X6 (X6 M)
Стоит особо отметить, что именно баварская марка одна из первых в мире начала активно развивать линейку кроссоверов, выводя на наш рынок свои последние новинки, в том числе и десять лет назад.
Сегодня к городским «проходимцам» добавились возрожденная 8-я серия и электрические модели.
5. Citroen (было 12 – стало 3)
В мировом производстве автомобилей старой французской марки формально стало больше, но большая часть из них превратилась в безликий усредненный товар. А ведь когда-то французский автопроизводитель держал марку. Вспомнить хотя бы компактные хэтчбеки и универсалы Xsara или лифтбек Citroen Xantia – модели с самобытной французской внешностью, которая не была вычурной, но при этом была запоминающейся. В начале нулевых «французы» имели отличительные черты, впрочем, как и весь остальной мировой автопром.
Даже у нас 10 лет назад модельный ряд состоял из следующих моделей:
Citroen C1 (в трех- и пятидверном кузове)
Citroen C3
Citroen DS3
Citroen C4
Citroen C5 (седан и универсал)
Citroen C6
Citroen C-Crosser
Citroen C3 Picasso
Citroen C4 Picasso
Citroen Grand C4 Picasso
Citroen Berlingo First (минивэн, фургон)
Citroen Berlingo (минивэн, фургон)
Сегодня французы могут порадовать лишь тремя легковыми моделями: относительно бюджетным Citroen C4 и двумя кроссоверами – Citroen C3 Aircross и Citroen C5 Aircross.
6. Fiat (было 9 – стало 1)
Как и в случае с Alfa Romeo, ассортимент Fiat обнищал. Сегодня итальянский производитель предлагает 1 модель с 1.4-литровым мотором – классический Fiat 500.
Из легкового модельного ассортимента у Форд не осталось в России ни одной легковой модели (по известным причинам): Остановит ли Форд продажи автомобилей в России: анализ.
Ford Fiesta (в трех- и пятидверном кузове)
Ford Fusion
Ford C-Max
Ford Focus (седан, хэтчбек в трех- и пятидверной версии, версии универсал, Focus ST и RS)
Ford Mondeo (седан, хэтчбек, универсал)
Ford Kuga
Ford Ranger (пикапы в двух- и четырехдверных версиях)
Ford S-Max
Ford Galaxy
8. Honda (было 6 – стало 2)
Еще одна жертва сокращения. В наши дни на рынке представлено всего две модели: Honda CR-V и Honda Pilot. Обе далеко не дешевы. Впрочем, автомобили этой японской марки в России никогда не были дешевы. А ведь когда-то было так:
Два десятилетия назад Hyundai был нишевым брендом, предлагавшим малоизвестные модели, по большей части на базе неновых японских технологических решений. Сегодня эта корейская марка является самодостаточным во всех планах игроком на рынке со множеством очень интересных вариантов, в том числе топовым суббрендом Genesis.
Ранее всего этого не было, но были такие модели, как Atos, Accenta, Lantra, Coupé или Sonata из этого периода. Кто-то из читателей о них наверняка еще помнит – так давно это было. Но вот только настоящие любители вспомнят, что среди прочего в линейке была еще модель Grandeura XG…
Что произошло с Hyundai за последние 20 лет – серьезный успех. Да, количество моделей существенно не увеличилось, но восприятие Hyundai как производителя дешевых аналогов хороших автомобилей давно ушло в прошлое.
В 2010 году модельный ряд Hyundai был таким:
Hyundai Getz (в трех- и пятидверном кузове)
Hyundai i20 (в трех- и пятидверном кузове)
Hyundai Accent
Hyundai Elantra
Hyundai Elantra XD (более доступная версия стоимостью от 444 900 рублей)
Достаточно консервативный производитель, автомобили которого можно встретить в почти неизменном составе и сегодня. Так было в 2010 году:
Jeep Liberty
Jeep Cherokee
Jeep Grand Cherokee (спортверсия SRT8)
Jeep Wrangler (в трех- и пятидверном кузове)
Так модельный ряд выглядит сегодня:
Jeep Renegade
Jeep Compass
Jeep Cherokee
Jeep Grand Cherokee (спортверсия SRT)
Jeep Wrangler (в трех- и пятидверном кузове)
Как видно, ряд даже немного расширился. Впрочем, как и прежде, модели марки сложно встретить на дороге – слишком уж дороги.
11. Kia (было 15 – осталось 15)
Еще один корейский автопроизводитель , который был популярен одно десятилетие назад и продолжает оставаться таковым. Линейка в 2010 году на рынке новых автомобилей в РФ:
Kia Picanto
Kia Rio (седан, хэтчбек)
Kia Spectra
Kia Cee’d (в кузовах хэтчбек и универсал)
Kia Pro_Cee’d
Kia Cerato
Kia Soul
Kia Magentis
Kia Opirus
Kia Cadenza
Kia Cerato Koup
Kia Sportage
Kia Sorento
Kia Mohave
Kia Carens
Перетасовав модельный ряд, количественно Kia не отошла ни назад, ни вперед. Но широта размаха все же впечатляет.
12. Land Rover (было 7 – стало 8)
Land Rover сегодня – это следующие модели: новые внедорожники Land Rover Defender 90, Land Rover Defender 110, кроссовер Land Rover Discovery и Discovery Sport, Land Rover Range Rover Evoque, Land Rover Range Rover Velar, Range Rover и Range Rover Sport. Минимальная стоимость модели – 3 млн рублей.
В 2010 году модельный ряд был немного другим:
Land Rover Freelander II
Land Rover Defender 90
Land Rover Defender 110
Land Rover Discovery IV
Land Rover Range Rover Sport
Land Rover Range Rover
Land Rover Defender 110 пикап
И стоимость самого доступного английского внедорожника была от 1 105 000 рублей.
13. Lexus (было 8 – осталось 8)
В 2020 году линейка Lexus – это футуристическое, крайне самобытное явление. Одна модель Lexus LC чего стоит в прямом и переносном смысле (в рублях это 8.5 млн). Всего в линейке нынешнего года марка представлена восемью моделями.
В прошлом список был таким (моделей также было восемь):
Lexus IS
Lexus GS
Lexus LS
Lexus LFA
Lexus SC
Lexus LX 570
Lexus GX 460
Lexus RX
14. Mazda (было 7 – стало 5)
Японская компания всегда славилась выпуском узнаваемых, молодежных, красивых автомобилей. Линейка из года в год была яркой и желанной для многих. В 2010 году линейка выглядела так:
Mazda 2
Mazda 3 (в кузове седан и хэтчбек, версия MPS)
Mazda 6 (в кузовах седан и хэтчбек)
Mazda MX-5
Mazda CX-7
Mazda 5
Mazda BT-50
В модельном ряду можно увидеть как компактные версии автомобилей типа Mazda 2, так и родстеры – MX-5, минивэны в виде Mazda 5 и даже пикап – модель BT-50. Тогда самая доступная версия седана Mazda 3 стоила от 619 тыс. рублей, а заряженная MPS – 1.2 млн.
В 2020 году модельный ряд выглядит следующим образом:
Mazda 3
Mazda 6
И три кроссовера:
Mazda CX-30
Mazda CX-5
Mazda CX-9
15. Mercedes-Benz (было 16 – стало 17)
Третий из немецкой большой тройки. Сложно сказать, какой модельный ряд интереснее – современный или прошлых лет. Каждый по-своему авангардный и классический одновременно:
Mercedes-Benz G-Class (в трех- и пятидверном варианте, в версии кабриолет и AMG)
Mercedes-Benz GL-Class
Mercedes-Benz M-Class AMG
Mercedes-Benz R-Class
К 2020 году линейка получила большое количество новых подклассов в модельном ряду, например: CLA-Class, версию Mercedes-Benz AMG GT, Mercedes-Benz Maybach S-Class, электрический кроссовер EQC, первый роскошный Mercedes-Benz Maybach GLS-Class за 13.3 млн рублей и целый ряд очень крутых, модных, новых моделей.
Осталась и омологированная классика 2010 года, например модель B-Class. Сегодня она стоит 2.1 млн. Десять лет назад – ровно в два раза дешевле.
А так выглядит современная модельная линейка Mercedes-Benz:
16. Mitsubishi (было 11 – стало 5)
В недавнем прошлом линейка Mitsubishi выглядела значительно разнообразней. Увы, модельный автомобильный ряд японского конгломерата сократился по всему миру, не только в России.
Сегодня в РФ можно купить только кроссоверы и внедорожники: Mitsubishi ASX, Mitsubishi Eclipse Cross, Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Pajero и Pajero Sport.
Раньше модельный ряд был представлен такими моделями:
Mitsubishi Colt (в трех- и пятидверном варианте)
Mitsubishi Lancer (в версии седан и хэтчбек)
Mitsubishi Lancer X Ralliart (в версии седан и хэтчбек)
Mitsubishi Lancer Evolution X
Mitsubishi Galant
Mitsubishi ASX
Mitsubishi Outlander XL
Mitsubishi Pajero (в трех- и пятидверном варианте)